![]() Царь ДемьянУжасное оперное представление в одном действииСпектакль Мариинского театра Премьера состоялась 20 июня 2001 года на сцене Малого драматического театра – Театра Европы в рамках фестиваля "Звезды белых ночей" Спектакль – дипломант премии "Золотая маска" (2002). Лауреат премии "Золотой софит" (2002). Либретто Елены Поленовой по народной пьесе "Царь Максимилиан" Композиторы - Вячеслав Гайворонский, Леонид Десятников, Владимир Николаев, ТПО "Композитор", Ираида Юсупова ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Автор-составитель – Пётр Поспелов Исполнительный продюсер – Эдуард Бояков Музыкальный руководитель и дирижер – Александр Титов Режиссер-постановщик – Виктор Крамер Художник-постановщик – Александр Бродский Художник по свету – Глеб Фильштинский ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Действующие лица и исполнители: Царь Демьян - Михаил Петренко / Михаил Давыдов / Эдуард Цанга, бас Царевич Артур - Лариса Юдина / Мария Людько, колоратурное сопрано Винера, богиня – Елена Соммер / Ольга Киченко, меццо-сопрано Марец, бог – Сергей Муравьев / Андрей Илюшников, тенор Аника, воин - Александр Герасимов, баритон Исполинский рыцарь - Олег Безинских, контратенор Брамбеус, древний рыцарь - Владимир Миллер, бас-октавист Старик-могильщик - Александр Маноцков, неакадемический голос Малашка, его жена - Ольга Дзусова / Анна Покидина, неакадемический голос Смерть и Ангел - Валентина Пономарева / Елена Спиридонова, неакадемический голос Два пажа Царя Демьяна - Сергей Зыков, баритон и Павел Шмулевич, бас Мальчонка-закликала - Федор Лавров / Василий Поспелов (в записи на CD), речевая партия Народ, воины, солдатушки, рыцари – Молодежный камерный хор Санкт-Петербурга под управлением Юлии Хуторецкой Молодежный филармонический оркестр Мариинского театра Художественный руководитель Академии молодых певцов Мариинского театра - Лариса Гергиева Ответственный концертмейстер – Марина Евсеева Дирижер-ассистент – Михаил Агрест Режиссер-ассистент – Татьяна Масленникова Руководитель режиссерской группы – Лариса Маковская Технический директор – Светлана Таганова Продюсеры – Любовь Боева, Эльвира Боякова, Надежда Конорева О проектеВалерий Гергиев: Мариинский театр вошел в историю как первооткрыватель многих русских опер. Здесь впервые ставились произведения Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского. Их шедевры и по сей день не сходят с нашей сцены. Но, гордясь классикой, мы не вправе отворачиваться от музыки сегодняшнего дня. Мы обязаны пытливо всматриваться в то, что пишут современные русские композиторы, дерзать и пробовать, рискуя ошибиться – но не оставаться в стороне от современной композиторской мысли. Я рад, что в оперном проекте "Царь Демьян" объединилось несколько авторов, среди которых есть и петербургские, и московские композиторы. Каждый из них известен слушателям, которые интересуются современной музыкой – но настало время познакомить с их творчеством и широкую оперную аудиторию. Для Мариинского театра "Царь Демьян" – смелый эксперимент. Мы идем на него, понимая, что крупный оперный театр без современной оперы непредставим. И надеемся, что наша постановка станет одним из шагов на пути обращения российской музыкальной сцены к творчеству наших современников.Эдуард Бояков и Петр Поспелов: Царь Демьян – литургическая опера в манере лубка и балагана. В основе сюжета – преследование первых христиан язычниками. Жестокий и сластолюбивый Царь Демьян, женившись на кумирической богине Винере, держит своего родного сына Артура в тюрьме и кандалах, вынуждая отказаться от христианской веры. Либретто оперы написано по народной пьесе Царь Максимилиан, которая игралась в российских городах и деревнях на протяжении нескольких столетий и сохранилась в десятках вариантов. Писатель Алексей Ремизов, создавший в 1919 году свой вариант пьесы, называл Царя Максимилиана "портянкой Шекспира". Пьеса полнится страстями, ужасными событиями и площадным юмором. Трагические сцены мученичества Царевича Артура, битвы и казни соседствуют с выступлениями театральных чудил, чьи соленые шутки обращаются к грубому вкусу солдат и мастеровых. Балаганный театр содержит внутри себя религиозный сюжет. Одним из прототипов главного героя стал римский кесарь Максимин, жестокий гонитель первых христиан. В русской народной интерпретации христианство предстает как религия одиночек, усвоивших западные веяния, в то время как исконное славянское язычество сохраняет свою ритуальную красоту и жестокую первозданную силу. Народная драма Царь Максимилиан, анонимное произведение, впитавшее в себя сумму народных интерпретаций, отвечает сегодняшнему дню. Современное искусство отягощено диктатом индивидуального авторства и стремится его преодолеть. Опера Царь Демьян – плод коллективного творчества. Музыку оперы написали пять композиторов – два московских (И.Юсупова и В.Николаев), два петербургских (Л.Десятников и В.Гайворонский) и группа авторов из обоих городов, выступающая под коллективным псевдонимом ТПО "Композитор". Каждый автор сохраняет свою индивидуальность и тем самым вступает в творческий спор со своими коллегами. Стилистически Царь Демьян разношерстен и пропитан взаимосключающими творческими проявлениями. Но каждый из авторов по-разному нужен Царю Демьяну: эта опера принимает в себя индивидуальное творчество каждого композитора не как самопроявление, а как вклад в общее целое. Царь Максимилиан множество раз, в том числе и в XX веке, ставился в профессиональном, фольклорном и кукольном театре, но пока ни разу не становился оперой. Как правило, современные композиторы обращаются к фольклору с далекого расстояния, отягощенные непременной задачей индивидуально преобразить его смысловые и формальные предпосылки. Но авторы Царя Демьяна поступают иначе: они увлеченно, впрямую, безо всякой дистанции и забыв обо всякой постмодернисткой рефлексии, продолжают дело тех безымянных крестьян, кузнецов, солдат и фабричных, кто играл, создавал и насыщал смыслом своей жизни одно из самых простых, правдивых, ужасных и забавных произведений народного искусства. СодержаниеПРОЛОГМальчонка-закликала завет публику посмотреть ужасное представление про Царя Демьяна. КАРТИНА ПЕРВАЯ Царь Демьян является перед публикой и воцаряется на троне. Народ славит его. Царь Демьян призывает пажов и посылает их в дерзкое царство к богине Винере, на которой он вздумал жениться. Является богиня Винера. Она соглашается стать женой Царя Демьяна, если тот откажется от христианской веры и повергнет народ кумирическим богам. КАРТИНА ВТОРАЯ Царь Демьян созывает воинов. Он объявляет, что хочет жениться на дерзкой богине Винере и требует принять кумирическую веру. Воины покоряются грозному владыке. Один только Царевич Артур отказывается божиться кумирическим богам. Он продолжает веровать в Господа нашего Иисуса Христа. Разгневанный Царь Демьян отправляет родного сына в темницу. По приказанию Царя Демьяна воины приносят жертвы и славят богов. КАРТИНА ТРЕТЬЯ Вечером по лугу гуляют девки. Появляется Винера. Ей стало скучно жить со старым Царем Демьяном. Богиня пускается в пляс. Тем временем из дальних стран прибывает с посольством Исполинский Рыцарь. Он требует освободить невинного Царевича Артура. Царь Демьян прогоняет его. КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ Царь Демьян призывает из темницы Царевича Артура. Тот бледен и изможден, но по-старому верит в Господа нашего Иисуса Христа. Царь Демьян велит заковать сына в железо. Скованный по рукам и ногам, Артур возносит хвалу Царю Небесному, Матери Богородице, Святой Софии Премудрой и Пресвятой Троице Неразделимой. Снова появляется Исполинский Рыцарь. Он подступил под городские стены с войском, чтобы освободить царевича-мученика. Царь Демьян велит Анике-воину защитить стольный град. Исполинский рыцарь вызывает Анику-воина сразиться с ним. Разгорается битва. Аника-воин и бравые солдатушки побеждают Исполинского рыцаря и его иноземную рать. Черный ворон кружит над мертвыми телами. КАРТИНА ПЯТАЯ Девки кружат хороводы. Винера приземляется на Марсово поле. Она хочет покорить храброго бога Мареца. Заслышав песни, является недовольный Марец. Красота Винеры прельщает его. Боги предаются любви. Царь Демьян призывает пажов и снова требует доставить ему непокорного сына. Царевич Артур едва жив, но продолжает веровать в одного лишь Господа нашего Иисуса Христа. Царь Демьян приказывает предать его мучительной смерти и вызывает древнего рыцаря Брамбеуса. Появляется 150-летний Брамбеус. Царь Демьян велит ему стать палачом Царевича Артура. Брамбеус должен подчиниться воле своего монарха. Царевич Артур прощается с вольным светом и родным батюшкой. Брамбеус казнит Царевича Артура и убивает себя. Старик-могильщик и его жена Малашка хоронят мертвых воевод. Царь Демьян мрачен. Он хочет утешиться с Винерой и тут узнает, что молодая жена бросила его, убежав с богом Марецом. Царь Демьян оплакивает ушедшую молодость. Он раскаивается в том, что погубил наследника-сына и предал христианскую веру. Приходит Смерть. Царь Демьян молит ее дать ему жизни еще на три года, три месяца или три дня. Но Смерть беспощадна. Она предает грешного царя Божьему суду. ЭПИЛОГ Мальчонка-закликала просит Ангела-хранителя воскресить Царевича Артура. Царевич восстает от долгого сна. Могильщик и Малашка будят Исполинского Рыцаря и Брамбеуса. Просыпается и Царь Демьян. Он уступает царский трон Артуру и удаляется в монастырь. Народ воспевает Христа Спасителя. Сопроводительные статьиАнна Некрылова. Царь Максимилиан в народном театреЕлена Белякова. Диоклетиан, Максимиан, Максимин (прототипы главного персонажа) Алексей Ремизов. Портянка Шекспира [ фрагменты ] Петр Поспелов. Статья в буклете компакт-диска оперы "Царь Демьян" Пресса о спектаклеУжасно милоМолодая Мариинка привезла на "Маску" оперу "Царь Демьян" Михаил Фихтенгольц Ведомости, 16 апреля 2002Русская опера сыграла в ящик На сцене Молодежного театра в рамках "Золотой маски" показали "Царя Демьяна" Елена Черемных КоммерсантЪ, 13 апреля 2002Народное гулянье эстетов "Царь Демьян", ужасное оперное представление в одном действии. Мариинский театр. Елена Дьякова Газета.ru, 12 апреля 2002Уха "Царя Демьяна" Мариинский театр привез на "Золотую маску" балаган Владимир Дудин Новая газета, 11 апреля 2002Опера впятером Лейла Гучмазова Ваш досуг, 07 апреля 2002 Таблица элементов оперного стиля "Золотая маска"-2002 Николай Песочинский Русский журнал, 27 марта 2002Опера в деревянном футляре "Царь Демьян" – наиболее живое и яркое музыкальное представление "Золотой маски" Наталия Колесова Московские новости, 27 марта 2002Фестиваль "Звезды белых ночей" Анна Ветрова, Елена Третьякова Культура, 12 июля 2001 Оперные ландшафты белых ночей Три премьеры Мариинского театра Марина Корнакова Санкт-Петербургские ведомости, 03 июля 2001Опера "Царь Демьян" на фестивале "Звезды белых ночей" Вадим Журавлев Ведомости, 26 июня 2001 Три вида "Страстей" Премьеры в Мариинском театре Михаил Жирмунский Независимая газета, 26 июня 2001Портянка Шекспира, шнурки Стравинского Новая опера "Царь Демьян" на фестивале "Звезды белых ночей" Юлия Бедерова Время МН, 23 июня 2001Винера, Марец и С Коллективная опера на фестивале "Звезды белых ночей" Екатерина Бирюкова Время новостей, 22 июня 2001Всякая шушера нашу комедию слушала "Звезды белых ночей" породили "Царя Демьяна" Юлия Кантор Известия, 21 июня 2001О проекте на сайте фестиваля "Золотая маска" 4 и 5 апреля 2003 "Царь Демьян" был показан на гастролях Мариинского театра в Хельсинки. Современные русские композиторы: Вячеслав Гайворонский, Леонид Десятников, Владимир Николаев, ТПО Композитор, Ираида Юсупова |