Александр Вустин - Багатель из проекта "Петрушка". Оливер Триндль, фп.

Тарас Буевский - Концерт для фортепиано и струнного оркестра Наталья Богданова, камерный оркестр "Времена года", дир. Владислав Булахов. Международный фестиваль современной музыки "Московская

Владимир Мартынов - Игры ангелов и людей Мистерия (фрагмент): Литания Богородице. Игры ангелов и людей (2000) Москва, 28.11.2011, Костёл Непорочного

Петр Поспелов - Призыв. Фрагмент репетиции Владимир Федосеев, БСО им. Чайковского. 2010. ГДРЗ


Pavel Karmanov - Innerlichkeit - Photos by astronaut A_Skvortsov Pavel Karmanov - Innerlichkeit , Photos by astronaut A. Skvortsov Peter Aidu (Piano), Ivan

Георгий Пелецис - Владимир Мартынов. Переписка Номер 10 (Мартынов): Полина Осетинская, фп.

Петр Поспелов - Мне Бригитта скажет Слова и музыка Петра Поспелова Исполняют Елизавета Эбаноидзе и Семен Гуревич. За роялем -

Татьяна Герасимёнок - The Creed (2015) Слова и музыка Петра Поспелова Исполняют Елизавета Эбаноидзе и Семен Гуревич. За роялем -

Леонид Десятников - Эскизы к Закату Секстет для скрипки, флейты, кларнета, контрабаса и фортепиано

Владимир Николаев - Геревень, балет Пермский театр оперы и балета Хореограф - Раду Поклитару Художественный руководитель - Теодор Курентзис

Леонид Десятников - Лето: Толотная из цикла "Русские сезоны" (2003)


ТПО Композитор - Детские игры (Jeux d'enfants) - Киев 2012 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой New Era Orchestra

Леонид Десятников - Возвращение для гобоя, кларнета, двух скрипок, альта и виолончели Премьера на фестивале "Возвращение", январь 2007

Владимир Николаев. Танцы вокруг банановой кожуры Экскурс в прошлое. На заре увлечения электроникой. Симпатичная электронная вещица из далеких разбойных 90-х

Александр Вустин - Приношение для фортепианного квартета и ударных. Wiener Konzerthaus 17 февраля 2005, впервые исполнено ансамблем Kremerata

Владимир Мартынов - Бриколаж (фрагмент) Исполняет автор 23.02.2008 в КЦ ДОМ http://dom.com.ru/

Встреча с Леонидом Десятниковым Дягилевский фестиваль 2015 Модератор: Елена Черемных, музыкальный критик

Павел Карманов - Michael Music Pocket symphony, Nazar Kozhukhar, cond.

Павел Карманов - Струнный кваРЕтет Таллинн, Eesti musika paevad. Владислав Песин, скрипка. Марина Катаржнова, скрипка. Ася Соршнева, альт. Петр

ТПО "Композитор" - Jeux d'enfants Детские игры - Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова Екатерины Поспеловой -

Владимир Мартынов - Войдите! (части 1, 2) Татьяна Гринденко, скрипка Ансамбль Opus Posth

Владимир Тарнопольский - Чевенгур Наталья Пшеничникова Студия Новой Музыки Марина Рубинштейн (флейта) Никита Агафонов (кларнет) Михаил Оленев (тромбон)

Владимир Николаев - Геревень, балет Телесюжет. Пермь, октябрь 2012

Владимир Николаев - Сквозь разбитые стекла (фрагмент) Оркестр MusicAeterna. Дирижер Валентин Урюпин. Пермь. Дягилевский фестиваль. 27 мая 2013

Vladimir Martynov - Spaces of latent utterance (2012) Vladimir Martynov - Spaces of latent utterance in DOM - 11-03-12

Антон Батагов - Бодхичарья-Аватара Поет верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче

Антон Батагов - Джон Кейдж жил на углу 6-й авеню и 18-й улицы Видео: Алиса Наремонти New York City 2012 Эта музыка включает в себя аудиозапись, сделанную

Леонид Десятников - Подмосковные вечера Главная тема фильма Обработка для скрипки и струнного ансамбля Романа Минца Роман Минц, скрипка


Другие видео
Царь Демьян. Сцена из спектакля

Царь Демьян

Ужасное оперное представление в одном действии

  • О проекте
  • Содержание / Либретто / Статьи в буклете
  • Компакт-диск
  • Фотографии
  • Пресса о спектакле


  • Спектакль Мариинского театра
    Премьера состоялась 20 июня 2001 года
    на сцене Малого драматического театра – Театра Европы
    в рамках фестиваля "Звезды белых ночей"
    Спектакль – дипломант премии "Золотая маска" (2002). Лауреат премии "Золотой софит" (2002).

    Либретто Елены Поленовой
    по народной пьесе "Царь Максимилиан"

    Композиторы -
    Вячеслав Гайворонский,
    Леонид Десятников,
    Владимир Николаев,
    ТПО "Композитор",
    Ираида Юсупова

    Ираида Юсупова Владимир Николаев Леонид Десятников Вячеслав Гайворонский ТПО Композитор

    Валерий Гергиев Художественный руководитель постановки – Валерий Гергиев


    Автор-составитель – Пётр Поспелов
    Исполнительный продюсер – Эдуард Бояков
    Музыкальный руководитель и дирижер – Александр Титов
    Режиссер-постановщик – Виктор Крамер
    Художник-постановщик – Александр Бродский
    Художник по свету – Глеб Фильштинский

    Эдуард Бояков Петр Поспелов Виктор Крамер Александр Бродский Александр Титов Глеб Фильштинский

    Действующие лица и исполнители:

    Царь Демьян -
    Михаил Петренко / Михаил Давыдов / Эдуард Цанга, бас
    Царевич Артур -
    Лариса Юдина / Мария Людько, колоратурное сопрано
    Винера, богиня –
    Елена Соммер / Ольга Киченко, меццо-сопрано
    Марец, бог –
    Сергей Муравьев / Андрей Илюшников, тенор
    Аника, воин -
    Александр Герасимов, баритон
    Исполинский рыцарь -
    Олег Безинских, контратенор
    Брамбеус, древний рыцарь -
    Владимир Миллер, бас-октавист
    Старик-могильщик -
    Александр Маноцков, неакадемический голос
    Малашка, его жена -
    Ольга Дзусова / Анна Покидина, неакадемический голос
    Смерть и Ангел -
    Валентина Пономарева / Елена Спиридонова, неакадемический голос
    Два пажа Царя Демьяна -
    Сергей Зыков, баритон и
    Павел Шмулевич, бас
    Мальчонка-закликала -
    Федор Лавров / Василий Поспелов (в записи на CD), речевая партия
    Народ, воины, солдатушки, рыцари –
    Молодежный камерный хор Санкт-Петербурга
    под управлением Юлии Хуторецкой
    Молодежный филармонический оркестр Мариинского театра
    Художественный руководитель Академии молодых певцов Мариинского театра -
    Лариса Гергиева
    Ответственный концертмейстер – Марина Евсеева
    Дирижер-ассистент – Михаил Агрест
    Режиссер-ассистент – Татьяна Масленникова
    Руководитель режиссерской группы – Лариса Маковская
    Технический директор – Светлана Таганова
    Продюсеры – Любовь Боева, Эльвира Боякова, Надежда Конорева

    О проекте

    Валерий Гергиев: Мариинский театр вошел в историю как первооткрыватель многих русских опер. Здесь впервые ставились произведения Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского. Их шедевры и по сей день не сходят с нашей сцены. Но, гордясь классикой, мы не вправе отворачиваться от музыки сегодняшнего дня. Мы обязаны пытливо всматриваться в то, что пишут современные русские композиторы, дерзать и пробовать, рискуя ошибиться – но не оставаться в стороне от современной композиторской мысли. Я рад, что в оперном проекте "Царь Демьян" объединилось несколько авторов, среди которых есть и петербургские, и московские композиторы. Каждый из них известен слушателям, которые интересуются современной музыкой – но настало время познакомить с их творчеством и широкую оперную аудиторию. Для Мариинского театра "Царь Демьян" – смелый эксперимент. Мы идем на него, понимая, что крупный оперный театр без современной оперы непредставим. И надеемся, что наша постановка станет одним из шагов на пути обращения российской музыкальной сцены к творчеству наших современников.

    Эдуард Бояков и Петр Поспелов: Царь Демьян – литургическая опера в манере лубка и балагана. В основе сюжета – преследование первых христиан язычниками. Жестокий и сластолюбивый Царь Демьян, женившись на кумирической богине Винере, держит своего родного сына Артура в тюрьме и кандалах, вынуждая отказаться от христианской веры.
    Либретто оперы написано по народной пьесе Царь Максимилиан, которая игралась в российских городах и деревнях на протяжении нескольких столетий и сохранилась в десятках вариантов. Писатель Алексей Ремизов, создавший в 1919 году свой вариант пьесы, называл Царя Максимилиана "портянкой Шекспира". Пьеса полнится страстями, ужасными событиями и площадным юмором. Трагические сцены мученичества Царевича Артура, битвы и казни соседствуют с выступлениями театральных чудил, чьи соленые шутки обращаются к грубому вкусу солдат и мастеровых.
    Балаганный театр содержит внутри себя религиозный сюжет. Одним из прототипов главного героя стал римский кесарь Максимин, жестокий гонитель первых христиан. В русской народной интерпретации христианство предстает как религия одиночек, усвоивших западные веяния, в то время как исконное славянское язычество сохраняет свою ритуальную красоту и жестокую первозданную силу.
    Народная драма Царь Максимилиан, анонимное произведение, впитавшее в себя сумму народных интерпретаций, отвечает сегодняшнему дню. Современное искусство отягощено диктатом индивидуального авторства и стремится его преодолеть. Опера Царь Демьян – плод коллективного творчества. Музыку оперы написали пять композиторов – два московских (И.Юсупова и В.Николаев), два петербургских (Л.Десятников и В.Гайворонский) и группа авторов из обоих городов, выступающая под коллективным псевдонимом ТПО "Композитор". Каждый автор сохраняет свою индивидуальность и тем самым вступает в творческий спор со своими коллегами. Стилистически Царь Демьян разношерстен и пропитан взаимосключающими творческими проявлениями. Но каждый из авторов по-разному нужен Царю Демьяну: эта опера принимает в себя индивидуальное творчество каждого композитора не как самопроявление, а как вклад в общее целое.
    Царь Максимилиан множество раз, в том числе и в XX веке, ставился в профессиональном, фольклорном и кукольном театре, но пока ни разу не становился оперой. Как правило, современные композиторы обращаются к фольклору с далекого расстояния, отягощенные непременной задачей индивидуально преобразить его смысловые и формальные предпосылки. Но авторы Царя Демьяна поступают иначе: они увлеченно, впрямую, безо всякой дистанции и забыв обо всякой постмодернисткой рефлексии, продолжают дело тех безымянных крестьян, кузнецов, солдат и фабричных, кто играл, создавал и насыщал смыслом своей жизни одно из самых простых, правдивых, ужасных и забавных произведений народного искусства.

    Содержание

    ПРОЛОГ

    Мальчонка-закликала завет публику посмотреть ужасное представление про Царя Демьяна.

    КАРТИНА ПЕРВАЯ

    Царь Демьян является перед публикой и воцаряется на троне. Народ славит его.

    Царь Демьян призывает пажов и посылает их в дерзкое царство к богине Винере, на которой он вздумал жениться.

    Является богиня Винера. Она соглашается стать женой Царя Демьяна, если тот откажется от христианской веры и повергнет народ кумирическим богам.

    КАРТИНА ВТОРАЯ

    Царь Демьян созывает воинов. Он объявляет, что хочет жениться на дерзкой богине Винере и требует принять кумирическую веру. Воины покоряются грозному владыке.

    Один только Царевич Артур отказывается божиться кумирическим богам. Он продолжает веровать в Господа нашего Иисуса Христа. Разгневанный Царь Демьян отправляет родного сына в темницу.

    По приказанию Царя Демьяна воины приносят жертвы и славят богов.

    КАРТИНА ТРЕТЬЯ

    Вечером по лугу гуляют девки. Появляется Винера. Ей стало скучно жить со старым Царем Демьяном. Богиня пускается в пляс.

    Тем временем из дальних стран прибывает с посольством Исполинский Рыцарь. Он требует освободить невинного Царевича Артура. Царь Демьян прогоняет его.

    КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ

    Царь Демьян призывает из темницы Царевича Артура. Тот бледен и изможден, но по-старому верит в Господа нашего Иисуса Христа. Царь Демьян велит заковать сына в железо. Скованный по рукам и ногам, Артур возносит хвалу Царю Небесному, Матери Богородице, Святой Софии Премудрой и Пресвятой Троице Неразделимой.

    Снова появляется Исполинский Рыцарь. Он подступил под городские стены с войском, чтобы освободить царевича-мученика. Царь Демьян велит Анике-воину защитить стольный град. Исполинский рыцарь вызывает Анику-воина сразиться с ним. Разгорается битва. Аника-воин и бравые солдатушки побеждают Исполинского рыцаря и его иноземную рать. Черный ворон кружит над мертвыми телами.

    КАРТИНА ПЯТАЯ

    Девки кружат хороводы. Винера приземляется на Марсово поле. Она хочет покорить храброго бога Мареца. Заслышав песни, является недовольный Марец. Красота Винеры прельщает его. Боги предаются любви.

    Царь Демьян призывает пажов и снова требует доставить ему непокорного сына.
    Царевич Артур едва жив, но продолжает веровать в одного лишь Господа нашего Иисуса Христа. Царь Демьян приказывает предать его мучительной смерти и вызывает древнего рыцаря Брамбеуса.
    Появляется 150-летний Брамбеус. Царь Демьян велит ему стать палачом Царевича Артура. Брамбеус должен подчиниться воле своего монарха.
    Царевич Артур прощается с вольным светом и родным батюшкой.
    Брамбеус казнит Царевича Артура и убивает себя.
    Старик-могильщик и его жена Малашка хоронят мертвых воевод.

    Царь Демьян мрачен. Он хочет утешиться с Винерой и тут узнает, что молодая жена бросила его, убежав с богом Марецом.
    Царь Демьян оплакивает ушедшую молодость. Он раскаивается в том, что погубил наследника-сына и предал христианскую веру.
    Приходит Смерть. Царь Демьян молит ее дать ему жизни еще на три года, три месяца или три дня. Но Смерть беспощадна. Она предает грешного царя Божьему суду.

    ЭПИЛОГ

    Мальчонка-закликала просит Ангела-хранителя воскресить Царевича Артура. Царевич восстает от долгого сна. Могильщик и Малашка будят Исполинского Рыцаря и Брамбеуса. Просыпается и Царь Демьян. Он уступает царский трон Артуру и удаляется в монастырь. Народ воспевает Христа Спасителя.

    Сопроводительные статьи

    Анна Некрылова. Царь Максимилиан в народном театре
    Елена Белякова. Диоклетиан, Максимиан, Максимин (прототипы главного персонажа)
    Алексей Ремизов. Портянка Шекспира [ фрагменты ]

    Петр Поспелов. Статья в буклете компакт-диска оперы "Царь Демьян"

    Пресса о спектакле

    Ужасно мило
    Молодая Мариинка привезла на "Маску" оперу "Царь Демьян"
    Михаил Фихтенгольц Ведомости, 16 апреля 2002


    Русская опера сыграла в ящик
    На сцене Молодежного театра в рамках "Золотой маски" показали "Царя Демьяна"
    Елена Черемных КоммерсантЪ, 13 апреля 2002


    Народное гулянье эстетов
    "Царь Демьян", ужасное оперное представление в одном действии. Мариинский театр.
    Елена Дьякова Газета.ru, 12 апреля 2002


    Уха "Царя Демьяна"
    Мариинский театр привез на "Золотую маску" балаган
    Владимир Дудин Новая газета, 11 апреля 2002


    Опера впятером
    Лейла Гучмазова Ваш досуг, 07 апреля 2002


    Таблица элементов оперного стиля
    "Золотая маска"-2002
    Николай Песочинский Русский журнал, 27 марта 2002


    Опера в деревянном футляре
    "Царь Демьян" – наиболее живое и яркое музыкальное представление "Золотой маски"
    Наталия Колесова Московские новости, 27 марта 2002


    Фестиваль "Звезды белых ночей"
    Анна Ветрова, Елена Третьякова Культура, 12 июля 2001


    Оперные ландшафты белых ночей
    Три премьеры Мариинского театра
    Марина Корнакова Санкт-Петербургские ведомости, 03 июля 2001


    Опера "Царь Демьян" на фестивале "Звезды белых ночей"
    Вадим Журавлев Ведомости, 26 июня 2001


    Три вида "Страстей"
    Премьеры в Мариинском театре
    Михаил Жирмунский Независимая газета, 26 июня 2001


    Портянка Шекспира, шнурки Стравинского
    Новая опера "Царь Демьян" на фестивале "Звезды белых ночей"
    Юлия Бедерова Время МН, 23 июня 2001


    Винера, Марец и С
    Коллективная опера на фестивале "Звезды белых ночей"
    Екатерина Бирюкова Время новостей, 22 июня 2001


    Всякая шушера нашу комедию слушала
    "Звезды белых ночей" породили "Царя Демьяна"
    Юлия Кантор Известия, 21 июня 2001


    О проекте на сайте фестиваля "Золотая маска"

    4 и 5 апреля 2003 "Царь Демьян" был показан на гастролях Мариинского театра в Хельсинки.




    Леонид Десятников - Подмосковные вечера Главная тема фильма Обработка для скрипки и струнного ансамбля Романа Минца Роман Минц, скрипка

    О ВРЕДЕ ТАБАКА Опера по произведению А.П. Чехова. Ансамбль солистов "Эрмитаж", КМСО им. С.Т. Рихтера Художественный

    Дорога Фильм Алексея Ханютина - Музыка Павла Карманова

    Петр Поспелов - Двенадцатая ночь - Первая песня Оливии Стихи - Анна Алямова Оливия - Елизавета Эбаноидзе Анастасия Чайкина, скрипка Валерия

    Владимир Мартынов - Игры ангелов и людей Мистерия (фрагмент): Литания Богородице. Игры ангелов и людей (2000) Москва, 28.11.2011, Костёл Непорочного


    Vladimir Martynov - Spaces of latent utterance (2012) Vladimir Martynov - Spaces of latent utterance in DOM - 11-03-12

    Петр Поспелов - Мне Бригитта скажет Слова и музыка Петра Поспелова Исполняют Елизавета Эбаноидзе и Семен Гуревич. За роялем -

    Петр Поспелов - Селима и Гассан Симфонический триптих. Концертный зал Чайковского. Финал Конкурса композиторов YouTube 2010




    Павел Карманов - Cambridge music Владилав Песин, скр. Максим Новиков, альт Ольга Демина, влч. Петр Айду, фп. Видео и

    Pavel Karmanov - The City I Love and Hate - in Perm Dyagilev fest 2013 Alexei Lubimov,Elena RevichVadim TeyfikovSergey PoltavskiIgor BobovichLeonid BakulinOrgel Hall Perm, RussiaDyagilev fest 2013CULTURESCAPESFestival, Baselcomissionedlisten and


    ТПО Композитор - Детские игры (Jeux d'enfants) - Киев 2012 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой New Era Orchestra

    Петр Поспелов. Внук пирата. 6. Свадебный гимн «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

    Юрий Акбалькан - Гнездо птеродактиля для блокфлейты. В исполнении автора

    Александр Вустин - Багатель из проекта "Петрушка". Оливер Триндль, фп.

    Татьяна Герасимёнок - BOHEMIAN ALGAE (2017) "Bohemian Algae" is the Sacred Ritual of the Holy Trinity. Preface: "The world –

    Владимир Мартынов - Стена сообщений (бриколаж) - Часть 1 Выступление на презентации книги "Время Алисы" Центральный Дом Художника 11.06.2010 Пятый московский международный открытый


    Петр Поспелов – Грузинская песня "Ожерелье". Слова народные, перевод Яна Гольцмана Елизавета Эбаноидзе, голос Кирилл Уманский, фп. Сортавала, Дом

    Pavel Karmanov Oratorio 5 Angels (Best sound) Yulia Khutoretskaya Young chamber choir+ One Orchestra Pavel Karmanov Oratorio 5 Angels Yulia Khutoretskaya & The Young chamber choir & The

    Татьяна Герасимёнок - Insomnia.Poison (2016) Pavel Karmanov Oratorio 5 Angels Yulia Khutoretskaya & The Young chamber choir & The

    Квинтет Квинтет памяти музыканта написан по заказу Алексея Гориболя и Рустама Комачкова для вечера памяти

    Антон Батагов - Джон Кейдж жил на углу 6-й авеню и 18-й улицы Видео: Алиса Наремонти New York City 2012 Эта музыка включает в себя аудиозапись, сделанную

    Павел Карманов - «День Первый» для смешанного хора и чтеца. Максим Новиков (альт), Евгения Лисицына (орган). Молодежный камерный хор

    Pavel Karmanov Second Snow on the Stadium by Kevork Mourad - Maxim Novikov - Petr Aidu Maxim Novikov Arts Production— в Spring Music Academy.

    Петр Поспелов - Зимняя ночь на стихи Бориса Пастернака Лиза Эбаноидзе, сопрано Семен Гуревич, скрипка Анастасия Чайкина, скрипка Никита

    Другие видео