Три года уместились в один вечерЮбилейный фестиваль Леонида Десятникова начался напоминанием о времениВедомости / Четверг 06 октября 2005 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Открывшая фестиваль Леонида Десятникова программа в исполнении скрипача Ильи Иоффа и его ансамбля «Дивертисмент» оказалась не просто хорошим началом такой концерт мог бы стать кульминационным событием всей фестивальной афиши.Фестиваль длиной в месяц посвящен 50-летию композитора и выстроен его художественным руководителем Алексеем Гориболем вокруг юбилейного дня рождения, 16 октября. Первый фестивальный концерт обыгрывал тему «Времена года» и вместил три годичных цикла, по четыре сезона от каждого из авторов: Десятникова, Вивальди и Пьяццоллы. Для исполнения «Русских сезонов» Десятникова состав «Дивертисмента» был укреплен участниками eNsemble Pro Arte лучшего в Петербурге ансамбля современной музыки. И музыкантам удалось превосходно представить сочинение, в основе которого недавно записанные народные песни. Десятниковские «Русские сезоны» это сплав concerto grosso с романсом, танго с плясовой, барочной экспрессии с русской безысходностью. Из названия торчит пучок смыслов: Дягилев, Стравинский, русский фольклор и все, кто приложил руку к традиции «времен года» от Гайдна и Вивальди до Пьяццоллы. Каждая выбранная Десятниковым песня, пусть ее текст состоит хоть из двух фраз, уже есть микрокосмос. Кажется, лучшее, что можно сделать, это внятно «произнести» партитуру, что и продемонстрировала сопрано Яна Иванилова, оставаясь бесстрастной и внешне, и в звуке . Просто и непостижимо длится русская протяжная, она же баховская ария. Чаши весов качаются, не в силах выбрать между русским и европейским, пока на одну из них не ложится тихий выдох-глиссандо «ииаххх
», как у фольклорной певицы. «Времена года» Вивальди и Пьяццоллы сочетал между собой законным браком тоже Десятников. Это, по Стравинскому, «ремонт старых кораблей», им Десятников мастерски занимается уже четверть века. Вивальди в такой транскрипции звучит как нормальный современный композитор, иногда он впадает в минимализм, но любит и здоровый джазовый драйв. У исполнителей нет другого выхода, чем играть концерты Вивальди, прослоенные танго Пьяццоллы так, будто то и другое написано сегодня, и они добиваются отличного результата: задуманный Десятниковым «пазл» складывается, не оставляя зазоров. Дальнейшие программы фестиваля дублируются (с небольшими изменениями) в Москве и Петербурге. На повестке дня гастроли Гидона Кремера и «Кремераты» с оркестровой версией пьесы «Как старый шарманщик
» и Большого театра в Мариинском с петербургской премьерой «Детей Розенталя» . Вторая половина фестиваля опера «Бедная Лиза» в компании с кантатой «Свинцовое эхо» и музыкой к фильму «Москва» , программы камерной музыки и киномузыки. Современные русские композиторы: Леонид Десятников |