Новизна хороша на пуантахЗа три дня Балет Сан-Франциско показал 10 новых спектаклей ведущих хореографов, в том числе Юрия ПосоховаВедомости / Среда 07 мая 2008 Старейшая балетная компания Америки с размахом отмечает 75-летие. Важнейшей частью юбилейного сезона стал Фестиваль новых постановок уникальный в мировой практике проект. Десяти хореографам, представляющим разные поколения, стили и направления, предложили создать по одноактному спектаклю. Каждому было выделено три недели репетиций и предоставлен карт-бланш в выборе средств. Симптоматично, что на родине модерна без пуантов обошлись только двое старые авангардисты Пол Тейлор и Маргарит Дженкинс. Но оба выглядели непреодолимо архаичными (такова судьба революционеров). Для остальных классический танец по-прежнему сохраняет не только форму, но и вкус и цвет. Американцы свободно вступают в диалог с предшественниками цитируют, пересказывают, противоречат. Убедительнее всего это получается у Йормы Йело нового любимца мирового балета, стремительно оккупировавшего все заметные сцены. Он поставил балет Double Evil на музыку Гласса и Мартынова, развив форсайтовские идеи деконструкции классики. Джеймс Куделка выстроил часть спектакля «Руины свидетельствуют: здание было прекрасно» на чередовании pas de bourree (простого перебора ног на пуантах) с падающими арабесками, которые исполняет кордебалет. Контрастом служит адажио: балерина в туфлях на каблуках не делает ни одного балетного pas лишь набор бытовых движений, благодаря накалу становящихся театральными. Даром сложить собственный язык из хрестоматийного набора прыжков, вращений, port de bras обладает и давно работающий в Сан-Франциско Юрий Посохов. Его «Взаимопроникновения» спектакль, соединяющий восточные и европейские традиции, определил тональность фестиваля. Построенный на виртуозном использовании классического танца, насыщенный хореографически, он выделяется гармонией всех элементов: музыки, сценографии, костюмов, света, подбора исполнителей. Балет как игра в цитаты увлекает Джулию Адамс. Принцессу Аврору хореограф остроумно заставляет танцевать под музыку своей исторической эпохи баховские Гольдберг-вариации, но двигаться по законам Марка Морриса, когда-то придумавшего профильный принцип, стилизующий приемы XVII в. А вот Joyride самого Марка Морриса оказался набором узнаваемых приемов, великолепных, холодных и безликих. Диалог со старыми мастерами в балете плодотворен. Классический танец в представлении Балета Сан-Франциско оказывается живым и развивающимся искусством. Неудивительно, что среди хитов международного балетного обихода немалая часть спектаклей стартовала здесь. Сан-Франциско Сферы влияния Ведущие балетные труппы США имеют свою специализацию. New York City Ballet считается «домом Баланчина». American Ballet Theatre отдает предпочтение классике. Балет Сан-Франциско утверждает самородков американской хореографии. Современные русские композиторы: Владимир Мартынов |