Плисецкая не для архивовТемперамент знаменитой балерины проявился даже в парадном фотоальбомеВедомости / Четверг 02 декабря 2004 Рядовой день рождения Майи Плисецкой (круглая дата 80 будет в следующем году) стал поводом для презентации в «Новой опере» роскошного фотоальбома «Ave Майя». Даже по этим фотографиям можно убедиться, что в русском балете за последние полвека не было явления более всеохватного, чем Плисецкая.Режиссер и ведущий вечера Андрис Лиепа не стал превращать презентацию в аналог многокилограммового альбома, который можно было приобрести в фойе. Поклонник с пожизненным стажем Андрей Вознесенский со сцены читал сидевшей в зале Плисецкой только что сочиненный экспромт. Марчелла Солтан из театра «черноеНЕБОбелое» посвятила балерине номер «Королева», попытавшись зарифмовать его с постановками, созданными для Плисецкой современными хореографами. Пианистка Екатерина Мечетина, исполнив «Озорные частушки» Родиона Щедрина, напомнила о многочисленных балетах, написанных композитором для жены. Из Большого Лиепа пригласил сегодняшних звезд старшего поколения. Нине Ананиашвили и Галине Степаненко в паре с Андреем Уваровым досталось представлять фирменный «лебединый» репертуар балерины. Илзе Лиепа и Николай Цискаридзе показали дуэт из «Пиковой дамы», выглядевший особенно уместно: двери в Большой театр французскому хореографу Ролану Пети впервые открыла именно Плисецкая. Официальные речи удачно заменили премьерой фильма Никиты Тихонова, название которого дублирует название книги. В картине перемешаны исторические кадры танцующей Плисецкой и современная съемка: коллеги балерины разных поколений, сменяя друг друга с калейдоскопической скоростью, пытаются найти в словах эквивалент ее дара. И, несмотря на прославленную остроту балетных языков, не могут вывести формулу воздействия на публику, которое сохраняет свою интенсивность даже спустя десятилетия, преодолевая статичность кинокамер и качество старых фотопленок. Языческая сила таланта Плисецкой, окончательно похоронившего безмятежность императорского балета и придавшего космическое ускорение самому неторопливому из искусств, оказалась зафиксирована в гигантском фотоальбоме, который придумал и составил Валерий Головицер. Несколько лет назад он уже опубликовал фотолетописи творчества Михаила Барышникова и дуэта Максимовой и Васильева. Тогда и был найден идеальный формат издания минимум текста (в книге «Ave Майя» его написали Владимир Васильев и театровед Вадим Гаевский), полный перечень театральных и киноработ балерины и более 300 снимков, которые Головицер в течение трех лет собирал по всему миру, с факсимильно воспроизведенными комментариями самой Плисецкой. И собранные вместе фотографии балерины проявляют ее характер, взрывая архивное спокойствие парадного альбома. Руки Плисецкой, шея Плисецкой, взгляд Плисецкой продолжают рваться к движению даже в статике. Не желая отставать от собственных фотографий, в жизни Плисецкая тоже танцует: тем, кто попал на презентацию фотоальбома, досталась не только книга по издательской цене, но и подаренный Морисом Бежаром балетный номер «Ave Майя». Современные русские композиторы: Родион Щедрин |