Приплывшая к своимМузыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко обзавелся спектаклем, обреченным на зрительскую любовьВедомости / Понедельник 07 февраля 2011 Джона Ноймайера допустили на отечественные балетные сцены в начале 1980-х. Тогда американский хореограф, уехавший работать в Германию, олицетворял молодость и прогресс западного балета. На гастроли в СССР его Гамбургский балет привозил «Сон в летнюю ночь» и «Пер Гюнта» — спектакли большой формы с четкой литературной фабулой, но прихотливой формой и модернизированным хореографическим языком. Тридцать лет спустя российские балетные столицы выучили сложное имя хореографа и зачислили живого классика в модные авангардисты — билеты на премьеру Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко смели, как на новогодние «Щелкунчики». Хореограф недаром вел с театром переговоры о новой постановке пять лет — «Русалочку» можно считать эталоном современного ноймайеровского стиля. Спектакль, созданный в 2005 г. по заказу Датского Королевского балета к 200-летию Ганса Кристиана Андерсена, не столько балетное переложение великой сказки писателя, сколько вольная фантазия в любимом хореографом жанре «ЖЗЛ на пуантах». Русалочка у него оказывается alter ego самого Андерсена (выведенного в балете под именем Поэта), с ее помощью спасающегося от неразделенной любви. Фантазия датчанина оказалась стимулирующей для Ноймайера. В спектакле он выступил не только хореографом, но и сценографом, художником по свету и костюмам, лишь музыку доверив молодому композитору Лере Ауэрбах. На фотографиях, зафиксировавших балет, «Русалочка» выглядит изысканным визуальным перформансом: картинки с изображением страдающего на корабле Поэта, мирно живущей в родной подводной стихии Русалочки, идиллически играющего в гольф на палубе Эдварда (Принца) и его свадьбы с Генриеттой (Принцессой) можно выставлять в художественной галерее. Но в динамике совершенную красоту, зафиксированную на статичной картинке, сохраняют только редкая по выразительности пластическая игра рук и корпуса Русалочки — хореограф удачно аранжировал далекие от оригинальности классические пор де бра — и ее дуэт с Принцем. Остальные два часа хореографу парадоксально скучно искать пластический эквивалент душевным переживаниям героев: они суетятся на сцене, но не танцуют. Дмитрию Романенко в роли Поэта удается быть и достоверным, и выразительным. Но его мастерство, воспитанное еще на старом репертуаре Театра Станиславского, на спектаклях Бурмейстера, порождает именно тот эффект, которого некогда добивались советские идеологи: «Русалочка» Ноймайера естественно вписывается в советскую драмбалетную традицию. Ей и аплодирует зритель, ликующий от причастности актуальному искусству. Хореограф филологии Ноймайер, имеющий университетскую степень по филологии, прославился «Гамлетом» и «Отелло», «Дамой с камелиями» и «Королем Артуром», «Стульями» по Ионеско и «Трамваем «Желание» по Уильямсу. Современные русские композиторы: Лера Ауэрбах |